Накануне празднования Дня Крещения Руси хочется вспомнить о художнике, чьи работы, как исповедь, наполнены и болью, и христианским смирением, их реалистичность перекликается с былинностью, а посыл и духовный смысл каждого полотна озарен светом Истины. Истины, дорогу к которой проложил Святой Равноапостольный князь Владимир, приняв в 988 году христианство на Руси.
«Каждый, а в особенности русский, человек тянется в глубинах и тайнах своего сердца к свету – Христу. Ко мне вера во Христа пришла очень поздно, но, поверив, я захотел побежать за Ним, надеясь когда-нибудь приблизиться к этому свету. Трудно мне писать об этом, нет слов… Надеюсь, что мои картины помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь. И тогда – я буду счастлив выполненным долгом».
Это слова замечательного мастера, художника Павла Викторовича Рыженко. Свой путь становления он начал в Московской художественной школе при институте Сурикова, а затем, после демобилизации из армии, продолжил в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, где учителем и наставником Павла стал народный художник И. С. Глазунов. Позже работал в студии военных художников им. М. Б. Грекова. Создал целую галерею образов, в 2011 г. был удостоен звания заслуженного художника России за художественное освещение исторических событий и патриотизм. Картины Павла Рыженко, увиденные однажды, оставляют глубокий след в памяти. Они просты и правдивы, молитвенно чисты и академичны. Они наполнены гармонией смыслов, глубочайших наблюдений и размышлений о месте и роли человека.
Среди множества фотографий Павла Рыженко на сайте художника есть фото, где он присел рядом со своим творением. Кажется, что это тот воин княжеской дружины вернулся и присел отдохнуть. Духовное единство художника с полотном создает такой потрясающий реалистичный эффект.
Особенно привлекают художника события почти легендарные, поворотные в судьбе России. Он мастер батальных сцен и масштабных полотен.
«Я думаю, что актуальнее жанра исторического осмысления сейчас ничего нет. И в кино, и в литературе, и в музыке, и, естественно, в живописи.
Чтобы ответить на вопрос «как же дальше быть?», я и привожу примеры из истории. Это движение не вперед и не назад, а к душе, к своей истории». Павел Рыженко
В запасниках студии им. Грекова хранится диорама «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе», написанная Павлом Рыженко в соавторстве с Александром Самсоновым для Херсонеса. Незаслуженно забытая, не нашедшая своего постоянного места для экспозиции работа отражает событие по размаху и последствиям своим грандиозное.
Город Херсонес основали в V в до н. э. греческие поселенцы. Христианство в Херсонесе появилось с первых веков своего существования. Великий князь Киевский Владимир осаждал Херсонес в течение девяти месяцев с целью получить независимость от Византии. Крещение князя Владимира было условием разрешения на брак с сестрой византийских императоров Анной. По преданию, после взятия Херсонеса Владимир потерял зрение, которое вернулось к князю после обряда крещения. Он прозревает не только физически, но и духовно. Сила христианской веры настолько поразила князя, что он решил распространить ее на всю Русь.
«Крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю» Л. Н. Гумилев.
Крещение в Корсуне (Херсонесе) войска и самого князя Владимира в 988 году – событие эпохальное: совершился политически важный шаг, не мечом, но верою укрепивший позиции Русского государства.
Здесь на фоне бескрайнего моря, происходит таинство перерождения князя и дружины. Они вернуться отсюда на Русь уже другими. И будут крестить в водах Днепра и других рек русский народ.
Размеры полотна впечатляют: 35 на 5 метров. Огромное количество деталей, множество персонажей… Автор мастерски распределяет акценты и позволяет охватить взором каждый уголок на побережье. Он прекрасно владеет цветовой символикой, которая указывает на характер происходящего события.
Общий фон диорамы – белый. Белый цвет является цветом крещения и причастия. Белыми были одежды новообращенных христиан.
Сняв боевые доспехи, принимает причастие воин княжеской дружины. И пролетающая над ним белоснежная птица, символизирует о сошествии Святого Духа.
Синяя полоска морской глади опосредует связь между земным и небесным, между миром и его Создателем. Воздушный же синий выражает готовность этих людей принимать для себя присутствие в своей жизни Бога.
Красный цвет церковь трактует как символ крови Христа, пролитой ради спасения людей. И в разных частях картины: то парусом на корабле, то красной одеждою княжеской, то лентою на щитах – провозглашается торжество справедливости и победы над силами зла.
В сложный жизненный период пишет эту работу художник. Черный цвет – один из самых многозначных: для верующих чаще негативен, цвет греховности, зла, а также цвет монашества. Вероятно, под покровом его скрываются размышления художника о Вечном, о непостижимости Божественной тайны…
Охватить целиком происходящее можно, лишь детально рассмотрев отдельные сцены. И в одной из них мы увидим самого Павла Рыженко. Вот он. Спиной к зрителю, в темном плаще стоит в очереди на причастие… А в следующем фрагменте он возвращается с причастия, бережно храня перед собой свечу веры.
Павел Рыженко создал множество масштабных живописных произведений, посвященных Куликовской битве, прп. Сергию Радонежскому, Первой мировой войне, эпохе Николая II. За годы работы в студии им было создано порядка шести масштабных диорам, не раз показанных широкой публике. Он умер в 44 года, в памятных статьях о нем напишут: «ушел последний гений русской классической школы исторической и православной живописи». Действительно, его диораму «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе» можно поставить в один ряд с работами В. Васнецова, В. Сурикова, М. Нестерова, с лучшими образцами русской живописи XIX-XX вв.
В своих работах Павел Рыженко всегда останется Воином Света. Богатырь, выполнивший до конца свою земную миссию, доверенную ему Творцом.
Историческая дата Крещения Руси дает возможность и нам поразмышлять о роли и месте художника, о стремлении к БОГУ как высшему смыслу духовного существования человека, о наших мирских делах, что останутся в генетической памяти.
Более подробная информация о этой и других работах Павла Рыженко на сайте павел-рыженко.рф.
В статье использованы материалы с сайтов: https://sociologyofreligion.ru/topic/5545/; https://raven-yellow.livejournal.com/87055.html; https://pravoslavie.ru/45325.html
Представленная информация и изображения используются в общественных, образовательных, научных и культурных целях.
российский живописец, представитель «классического русского реализма», мастер исторической картины.